Академическая издательская группа NotaBene

Академическая издательская группа NotaBene

Previous Entry Share Next Entry
О. С. Павлова Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность
notabene_group
О. С. Павлова Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность// Культура и искусство . – 2011. – № 6. – С. 32 - 40.
Очевидно, что процесс сохранения и модернизации традиций и обычаев, характеризующий современные культуры Северного Кавказа, является актуальным в настоящее время как для самих носителей культуры, так и для всего российского общества. Мы сталкиваемся с двумя противоположными явлениями: с одной стороны, это размывание традиционных институтов под влиянием глобализационных процессов, с другой стороны, это стремление общества сохранить в неизменном виде многие социокультурные практики, так как именно они обеспечивают устойчивость и выживание этноса как такового.
Инкультурация , начинающаяся с самого рождения ребенка, является процессом освоения присущих культуре миропонимания и навыков социотипического поведения в ходе знакомства с ее языком, ценностями и нормами. Попытаемся рассмотреть, какую культурноспецифическую информацию для ребенка несет один из интереснейших обычаев Северного Кавказа, дошедший до наших дней, — обычай тугого пеленания детей в люльке или колыбели.
Обычай тугого пеленания младенцев не раз оказывался в центре внимания специалистов различных наук: педиатров, психологов, этнографов, культурантропологов. Пока педиатры спорят о вреде и пользе тугого пеленания для формирования скелета ребенка и его движений, психологи и психоаналитики ищут связь между процессом пеленания ребенка в колыбели и формированием его психики и личностных особенностей. Так, по мнению выдающегося психоаналитика Э. Эриксона «…пеленание подпадает под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры ». А основоположник теории «Культура и личность» А. Кардинер полагал, что существует связь между способами ухода за младенцами и особенностями психологического склада народа , так называемой базовой структурой личности (эту теорию критики не без иронии называли «пеленочным детерминизмом») .
Познакомиться с обычаем тугого пеленания я смогла в столице Кабардино-Балкарии, куда приехала в гости к своим бывшим студентам. Жена — московская кабардинка, муж — родом из Нальчика. Первое время семейной жизни они провели в Москве, а как только у них родилась дочь, переехали в Кабардино-Балкарию. На этом настояла свекровь: «В Москве ребёнка правильно не вырастить».
Я оказалась в современной квартире, в молодой семье, но с изумлением увидела семимесячного ребенка, лежащего туго запелёнатым в люльке. Через некоторое время другая люлька оказалась в поле моего внимания – на сей раз в Питере. Знакомая чеченская семья попросила меня захватить с собой в Москву старую колыбель для новорождённого племянника.
С тех пор стремление многих представителей северокавказских этносов сохранить этот обычай в неизменном виде оказалось в центре моего внимания.
Читать статью полностью: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=-16614

?

Log in

No account? Create an account