?

Log in

No account? Create an account

Академическая издательская группа NotaBene

Академическая издательская группа NotaBene

Previous Entry Share Next Entry
Музыкальные формулы страха: эволюция звукового портрета Дракулы в мировом кинематографе
notabene_group
Бабич Н.Ф. - Музыкальные формулы страха: эволюция звукового портрета Дракулы в мировом кинематографе
Опубликовано в журнале "Культура и искусство", № 9, 2019
Предметом исследования предполагается изыскание некой универсальной музыкальной формулы страха, в частности, формулы звукового портрета Дракулы — ключевой фигуры кино-жанра horror. В связи с этим исследуются выразительные средства музыки, к которым чаще всего обращаются композиторы при создании образов ужасного, а также технологии музыкальных решений в фильмах ужасов. Объектом исследования являются фильмы, созданные на протяжении ХХ и XXI вв., в основу которых были положены события готического романа Б. Стокера "Дракула". С помощью методов слуховой экспертизы саундтрека, текстологического изучения нотных материалов, комплексного анализа медиа-контента и компаративистики была изучена технология музыкальных решений в фильмах о Дракуле в ракурсе эволюции жанра horror. В результате исследования стало очевидным, что в фильмах, где в центре внимания находится монстр или иная форма персонификации зла, в подавляющем большинстве случаев композитором создается звуковой портрет злодея. Чаще всего он имеет вид емкой мелодической формулы, которая становится основной музыкальной темой фильма. Напротив, киноленты жанра horror, в которых монстр отсутствует, не содержат сколь-нибудь яркого мелодического материала, базируясь на звуковых saspens-эффектах и action-музыке. Научная новизна состоит в том, что вопрос о методе создания звукового портрета злодея в монстроцентрических моделях фильмов ужасов в музыкознании не поднимался. Таким образом, основным результатом данного исследования можно считать впервые представленную универсальную музыкальную «формулу Дракулы» как пример жанровой идентичности, которая проявляет себя при создании звукового образа персонифицированного зла в мировом кинематографе.

Читать полный текст статьи: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30840